Экотехнологии

Инициативы и проекты, участники которых внедряют экологические решения, в том числе те, которые ранее не применялись на конкретной территории.
Почти все проекты, попавшие в эту категорию, достойны внимания и вызывают теплый отклик в сознании, который можно озвучить примерно так: «Оказывается, можем, когда захотим!»


Пример с переработкой автомобильных шин очень радует научным подходом и активным участием вуза. Шины — отход 4-го класса опасности, и чтобы сдать их на переработку, придётся заплатить. В итоге почти все шиномонтажные сервисы везут покрышки на ближайшую свалку. Это в лучшем случае. КузГТУ предлагает переделывать шины в полезные вещества. Проект нужный и перспективный, для объективности нужно только сравнить углеродный след этого способа переработки.


Другой пример — сертификация полного цикла Fairy, на мой взгляд, должен стать обыденностью для многих продуктов.
Андрей Скрыпник, «Скрыпник» YouTube

Список инициатив

15.01
Доставка готовых веганских завтраков, обедов и ужинов в оборотной таре
мнение эксперта
Идея проекта появилась во время пандемии. Первая доставка — в мае 2021 года. Основательница проекта Ольга Мельникова сортирует отходы, ведёт zero waste образ жизни и не хотела, чтобы из-за доставки во время локдауна у неё образовался завал упаковки. Веганскую доставку тоже очень сложно найти. А готовить всё время — утомительно. На стыке этих барьеров и родилась идея бизнеса — доставки веганских рационов в оборотной таре. За тару в проекте отвечает партнёр — сервис оборотной многоразовой посуды «Сновопосуда».


Цитата из опроса: «Мне понравилась идея проекта «Наготове» [...] Мегасервис для таких как я, занятых электровеников, которым времени на готовку не хватает».
Импакт
4 050 одноразовых лотков проект спас от свалки за 11 недель работы
Инфлюенс
нет информации
География проекта:
Москва и МО
Организаторы:
«Еда наготове» и «Сновопосуда»
Была рада встретить сервис «Наготове» в списке инициатив. Несколько месяцев слежу за развитием проекта как за реалити-шоу. Я неоднократно участвовала в обсуждении и попытках внедрения оборотной многоразовой тары в доставке еды и представляю, какая колоссальная работа стоит за этим сервисом.
Несмотря на то, что отказ от одноразовой упаковки здесь может восприниматься как основной фактор достижения ЦУР 12, будет несправедливо не отметить веганское меню: разнообразное и нескучное. В моём мире будущего если и существует доставка еды, то она очень сильно похожа на сервис «Наготове».
Алина Лихачевская, независимый консультант
Эта инициатива — доступное новаторское решение очевидной проблемы.
Алексей Шаповалов, Ъ-Регенерация
15.02
Концентрат бытовой химии без воды и пластика Cleandrops
Как правило, бытовая химия — это 90% воды и одноразовая пластиковая упаковка. Cleandrops отказались от воды и пластика, и все компоненты, необходимые для уборки дома, поместили в компактные безводные концентраты, сделав уборку без компромиссов: эффективной, удобной и экологичной.


Первый продукт – универсальный концентрат для уборки 5 в 1 — был запущен в 2021 году в 20 магазинах-партнёрах в 15 городах России и США. Основательница Екатерина Щёголева вошла в топ-100 женщин российского венчура (RB.ru), топ-100 Russian-speaking Female Tech Founders 2021 (Leta Capital) и топ-70 фаундеров года (RB.ru).
Импакт
20 магазинов-партнёров в 15 городах России и США
Инфлюенс
нет информации
География проекта:
Россия, Европа, США
Организатор:
Cleandrops
15.03
Метод утилизации взрывоопасных и пиротехнических веществ с помощью концентрированной щёлочи
мнение эксперта
Учёные НГТУ разработали способ обезопасить взрывоопасные и пиротехнические средства: их взрыво- и огнеопасные качества нейтрализуются под действием высокой температуры с помощью концентрированной щёлочи. Метод не избавляет от отходов, но после такой обработки их хотя бы можно захоранивать на полигонах ТКО, без риска причинения вреда людям.
Импакт
нет информации
Инфлюенс
нет информации
Город:
Новосибирск
Организатор:
Новосибирский государственный технический университет
К сожалению, метод не решает проблемы отходов, так что его положительный результат для окружающей среды не очевиден, даже с учётом снижения риска для людей.
Алексей Шаповалов, Ъ-Регенерация
15.04
Способ утилизации покрышек из Кемерово
Резину измельчают в мелкую крошку и нагревают до температуры 550-700 °C, в результате получается три вещества: многокомпонентная жидкость, твёрдый остаток и топливный газ. Из жидкости выделяют Д-лимонен и О-цимен — вещества, которые используют в парфюмерии, и делают печное топливо. Твёрдый остаток снова отправляют в печь, где нагревают до 1000 °C и получают газ и сорбент. Сорбенты применяют для очистки сточных вод и воздуха. А газ, например, для производства водорода.
Импакт
нет информации
Инфлюенс
нет информации
Город:
Кемерово
Организатор:
Кузбасский государственный технический университет им Т. Ф. Горбачева
15.05
Средства для мытья посуды Fairy Pure & Clean получили экомаркировку «Листок жизни»
мнение эксперта
«Листок жизни» — сертификация по жизненному циклу, которая подтверждает, что в состав средств входят безопасные для здоровья человека и окружающей среды компоненты, в том числе биоразлагаемые ПАВ, безопасные красители и ароматизаторы на основе натуральных эфирных масел, а упаковка — из перерабатываемых материалов. Нагрузка на окружающую среду от этого продукта ниже, так как стандарт исключает выбросы фосфатов, фосфонатов, активного хлора, боратов, формальдегида, тяжёлых металлов, неразлагаемых поверхностно-активных веществ, биоаккумулятивных и персистентных веществ.
Импакт
нет информации
Инфлюенс
нет информации
География проекта:
Россия
Организаторы:
Fairy и Экологический союз
Я была тем самым блогером, который в 2020 году опубликовал расследование о псевдоэкосертификатах, обнаруженных на средствах новой линейки Fairy. Помню, как сильно меня удивило и расстроило это открытие. Сейчас же могу сказать одно: приятно было узнать спустя почти год, что компания всё-таки решила пройти проверку уважаемого сертифицирующего органа — Экологического союза — и получила на четыре своих продукта настоящий экологический сертификат «Листок жизни», признанный международным сообществом. Это хороший пример того, как бренду стоит выходить из неприятных ситуаций. Конечно, хотелось бы видеть экомаркировки на всех продуктах компании, но будем считать, что начало положено. Масс-маркет потихоньку «зеленеет» и делает популярные и доступные всем россиянам средства экологичными. Это очень важно для развития экорынка в целом.
Анастасия Приказчикова, Imorganic

У нас еще больше инициатив!

Посмотреть Следующий проект