Групповой коучинг для создателей
социальных проектов
март — апрель 2021
Сбер х Теперь так
Онлайн-встречи
9 встреч с экспертами гражданского сектора,

чтобы руководители и участники 87 социальных проектов смогли развивать свои проекты ещё эффективнее.

О проекте
Весной 2022 года бюро партнёрств «Теперь так» и Сбер организовывали 9 онлайн-встреч сотрудников Сбера, которые ведут собственные социальные проекты, с экспертами в социальном проектировании. Мы объединили усилия с Валерией Денисовой — лектором и экспертом по социальному предпринимательству, создательницей блогов и подкастов об импакт-трансформации и новой этике.
Каждый год Сбер проводит внутренний Конкурс социальных проектов. В 2021 году в нём приняли участие 87 проектов, и все они получили возможность получить экспертную консультацию в небольших группах. Бюро «Теперь так» взяло на себя фасилитацию встреч с экспертами в социальных и благотворительных проектах.
На первом этапе мы проанализировали проекты и опросили их создателей: чего им не хватает для их масштабировании, а уже потом подобрали экспертов и темы, которые лучше всего отвечали на запрос участников.
Продуктивность встреч
Каждая встреча состояла из ввода в тему, краткой презентации опыта эксперта, чтобы участникам было проще сформулировать вопрос, и интерактивной части.
В своих тезисах эксперты уделяли большое внимание системному подходу к запуску и ведению социального проекта — чтобы он был вдохновлён реальной проблемой, а не просто желанием волонтёра сделать доброе дело.
Встречи длились час, чтобы участникам было проще встроить их в рабочий график, но хватило бы времени на основные вопросы. Эксперты Бюро модерировали встречи и мотивировали участников задавать вопросы и включаться в обсуждение, а члены команды Сбера помогали создать комфортную атмосферу «родных стен» несмотря на то, что все эксперты были приглашены извне. После встреч участники получали практические рекомендации для развития своих проектов, запись и резюме встречи, опросник для сбора обратной связи
Программа встреч
Ирина Шауфлер
консультант по развитию НКО и проектов в сфере социального предпринимательства.
Ирина дала определения основных понятий — адресной помощи и системной благотворительности, рассказала о планировании социального проекта, а также поделилась тем, как нужно упаковывать продукт и проводить интервью с пользователями. Тема встречи: «Продвижение социальных проектов».
Нурсина Галиева
менеджер благотворительных проектов.
Нурсина помогла участникам освежить в памяти или откалибровать цели, которые они ставят перед своими проектами, рассказала о том, как масштабировать проект и использовать волонтерский ресурс, в том числе волонтеров с инвалидностью. Тема встречи: «Формулировка целей в социальных проектах, связанных с темами инклюзии и поддержки».
Анна Морозова
эксперт по стратегическому, операционному и финансовому планированию НКО.
Анна представила участникам системный взгляд на работу некоммерческой организации, успех которой в том числе зависит от умения играть по правилам социального предпринимательства. Тема встречи: «НКО как организация».
Екатерина Китаева и Алексей Турок
руководители АНО «Центр содействия социальным инициативам «ТВОЙ ЧАС».
Екатерина и Алексей рассказали о продуктовом подходе к реализации социальных проектов и об инструментах, которыми могут воспользоваться создатели волонтёрских проектов. Тема встречи: «Твой час: цифровизация помощи людям»
Василина Дрогичинская
руководитель устойчивого развития и социальных проектов Skillbox.
Василина помогла участникам оценить, насколько их проекты решают реальные проблемы или продиктованы желанием «причинить добро», и предложила инструменты для внедрения импактоориентированного подхода. Тема встречи: «Социальное проектирование: как запустить проект, который будет решать реальные проблемы».
Влада Муравьева
эксперт Фонда президентских грантов и Президентского фонда культурных инициатив, ведущий эксперт НИУ ВШЭ, директор по развитию проекта «Третья миссия университета» и руководитель Команды профессионалов Фонда «Друзья».
Влада мотивировала участников выстраивать win-win партнёрства, или коалиции равных, с ресурсными центрами, университетами, бизнесом, и государством.. Тема встречи: «Сила партнёрств в социальном секторе».
Елена Мартынова
директор по развитию, соосновательница Everland — проекта, который помогает компаниям привлекать на проекты людей с инвалидностью.
Елена рассказывала об особенностях реализации проектов для или с участием людей с инвалидностью. Тема встречи: «Инклюзивные проекты».
Наталья Русакова
операционный директор фонда «Память поколений».
Наталья рассказала о роли партнёрств, о работе с командой и о способах финансирования социальных проектов.
Валерия Завгородняя
программный директор ImpactHub Moscow.
Валерия помогла участникам разобраться, на каком этапе развития проекта они сейчас находятся и что важно учитывать на каждом из них. Тема встречи: «Как появляются социальные проекты».
Этапы партнёрства
Разработка подхода к встречам
Подбор экспертов
Проведение встреч
Сбор обратной связи
Подведение итогов
Команда проекта

Сбер

Айгуль Воронцова, Кристина Шенк и Резеда Валлиулина организовывали встречи с участниками
Екатерина Чичкарёва следила за тем, чтобы всё шло по маслу

Бюро партнёрств «Теперь так»

Екатерина Колчанова отвечала за целостность концепции и модерировала встречи
Галина Углирж общалась с партнёром и модерировала встречи
Юстиния Хохлова модерировала встречи
Наталья Новикова продюсировала и модерировала встречи
Мария Гельман модерировала встречи

Приглашенный эксперт

Валерия Денисова брифовала экспертов
Участие партнёров

Сбер

  • определение фреймворка встреч
  • финансирование проекта
  • распространение новости о встречах среди участников
  • техническое обеспечение встреч

Бюро «Теперь так»

  • проработка концепции
  • организация обратной связи по итогам встреч, модерирование встреч
  • проработка плана встреч с экспертами
  • подведение итогов

Приглашенный эксперт

Валерия Денисова подбирала экспертов и приглашала их к сотрудничеству
75
часов работы вложила в проект команда бюро «Теперь так»

Из них:

11
Проработка концепции и содержания
12
Модерация
38
Продюсирование
14
Взаимодействие с партнёром
Что дал партнёрский подход
01
Партнёрский подход позволил задействовать уникальную экспертизу и распределить нагрузку по реализации проекта с большим числом участников в достаточно короткие сроки (в конце декабря договорились о сотрудничестве, в марте провели первые встречи с участниками).
02
Команда бюро «Теперь так» руководствовалась своим основным принципом, что каждый проект должен приводить к качественным изменениям в среде или подходах. Поэтому мы провели работу с экспертами, чтобы по итогам встреч участники понимали, как им оценить собственные проекты с точки зрения решения системных задач и какие шаги им нужно предпринять, чтобы добиться качественных изменений в своих проектах.
03
Кроме того, команда задействовала свой большой опыт в модерировании и фасилитации встреч и оказывала поддержку экспертам, чтобы встречи получились интерактивными и основное внимание было уделено ответам на насущные вопросы участников.
04
Валерия Денисова задействовала свою мощную сеть контактов с экспертами и привлекла тех из них, чья экспертиза больше всего подходила под запрос участников встреч.
05
Команда Сбера делилась инсайтами, которые позволили добиться максимальной явки на встречи, взяла на себя организационную часть, создавала товарищескую атмосферу на встречах и, что самое главное, придумала организовать серию этих лекций, чтобы предоставить сотрудникам-волонтёрам полезные инструменты для масштабирования их проектов.
06
Спродюсированная товарищеская атмосфера внутри команды проекта и партнёрский подход к его реализации позволили сохранить гибкость, которая необходима при организации любых интерактивных мероприятий с большим числом экспертов и участников с разным бэкграундом.
За 1,5 месяца (22 марта — 07 апреля 2022 года)
Результаты
9
встреч
87
участников, каждый/ая
из которых развивает свой волонтёрский проект
9,5 баллов из 10
так участники в среднем оценили соответствие встречи их ожиданиям
9,3 баллов из 10
так участники в среднем оценили общую полезность встречи для развития проекта
9,6 баллов из 10
так участники в среднем оценили общую полезность встречи лично для себя
9
встреч
87
участников, каждый/ая
из которых развивает свой волонтёрский проект
9,5 баллов из 10
так участники в среднем оценили соответствие встречи их ожиданиям
9,3 баллов из 10
так участники в среднем оценили общую полезность встречи для развития проекта
9,6 баллов из 10
так участники в среднем оценили общую полезность встречи лично для себя
Инсайты проекта
Привлечение к проекту эксперта с близким импакт-ориентированным подходом и с опытом той работы, которой мы ожидали от экспертов, — в данном случае фактически бизнес-коучинга для НКО — позволило моментально настроиться с экспертами на одну волну и начать работу над проектом без долгих переговоров. Эксперт с опытом работы с широким кругом организаций и ведения подкаста в формате интервью стала «экспертом по экспертом» и помогла нам найти спикеров, чья экспертиза максимально близко подходила под запрос аудитории, и быстро ввести их в курс дела.
Сама идея проекта, исходившая от Сбера, и есть его основной инсайт: создание площадки для развития волонтёрских проектов и их информационная поддержка — это здорово, но именно предоставление дополнительных инструментов для масштабирования и развития проектов, например, экспертной поддержки, может сделать их устойчивыми.
Для команды проекта было важно, чтобы участники встреч пообщались с экспертами-практиками. Доступ начинающих создателей проектов к практическому опыту экспертов может позволить им перескочить сразу несколько этапов проб и ошибок.
Вовлечения участников в активное обсуждение. Дано: у большинства слушателей нет конкретного сформулированного запроса к экспертам, у многих нет привычки принимать участие в онлайн-встречах, всем приходится встраивать встречу в напряженный рабочий день. Задача: удержать внимание участников и подтолкнуть их к извлечению конкретных практикоориентированных уроков для своих проектов. Решение: проактивное модерирование и фасилитирование, постоянные отсылки к проектам участников, снятие барьеров.
В условиях, когда платформа не позволяет собрать статистику участия и вовлечённости, выручает анкетирование участников встречи, которое, работает и как сбор обратной связи, так и источник данных.
Опыт этого проекта показал, что если график серии встреч плотный, то здорово брать паузу в один-два дня после первых встреч, чтобы сделать выводы и при необходимости адаптировать подход и механику. agile-подход требует гибкости организаторов, но позволяет повысить эффективность вложений.
Что не получилось
  • Участники подключались к мероприятиям во время рабочего дня и не всегда могли участвовать активно. Имеет смысл предусмотреть возможность провести отдельную рабочую сессию, для участия в которой компания официально выделит сотрудникам время.
  • Бюджет и формат проекта не предусматривал сопровождения создателей проектов в их дальнейшей трансформации, но в идеале предусмотреть чекин спустя полгода для каллибровки целей и направлений работы по проектам по итогам проведённых встреч.
Напишите нам

Давайте обсудим ваши цели в области устойчивого развития и сделаем совместный проект. Напишите на общую почту privet@tepertak.ru или стратегу этого проекта Кате Колчановой на kk@tepertak.ru.