Бережное потребление

Инициативы и проекты, в основе которых лежат принципы рационального пользования ресурсами и сокращения перепотребления, включая те, которые помогают передавать одежду или предметы обихода во вторые руки, за счёт чего продлевают жизнь ещё годным вещам.

Комментарии экспертов к категории проектов

Все проекты в этой категории — подтверждение тому, что тренд на отказ от лишнего приходит в самые разные сферы. Каждый проект наталкивает на мысль, а так ли нам нужно всё, что нам упорно навязывают — вроде лишней упаковки или безделушки со скидкой в «чёрную пятницу». Эти инициативы делают очевидным, что мы потребляем намного больше того, в чём на самом деле нуждаемся, а значит, можно устроить себе «зелёную пятницу» вместо «чёрной» проигнорировав распродажи, а то и вовсе решиться на год без покупок или шеринги, вдохновившись опытом блогера или какой-то местной инициативой. На мой взгляд, особенно важно, что инициативы бережного потребления появляются и у крупных компаний с огромной аудиторией, как в случае с «Тинькофф».


Также, судя по всему, бережливость вновь входит в моду в России. Благодаря подобным проектам, которые к тому же занимаются экологическим просвещением, у нас появляется всё больше способов обновлять гардероб, не покупая новые вещи в магазинах, и избавляться от ненужных вещей с пользой для личного бюджета и окружающей среды. Повторное использование через свопы и благотворительные магазины, переработка и творческая переделка непригодных для носки вещей — всё это позволяет нам не только потреблять бережно, поддерживать нуждающихся и сокращать количество текстильных отходов, но и развивать горизонтальные связи, находить единомышленников, поддерживать друг друга, придумывать новые экоинициативы. Особенно стоит отметить то, что все эти проекты действуют в самых разных регионах России — и в миллионниках, и в совсем небольших городах.
Анастасия Приказчикова, Imorganic
В эту категорию попали суперразные проекты, что показывает ниши в теме устойчивого развития как с точки зрения масштаба бизнеса, так и с точки зрения области реализации. Часть проектов, представлены компаниями, которые «на слуху», например, Тинькофф. Конечно, у них огромное информационное влияние за счёт большой базы пользователей. Для них важно реализовывать акции и проекты, в которых потребителям будет легко и выгодно сделать что-то для устойчивого развития. Потому что первый шаг в устойчивое развитие должен быть безболезненным и приятным.


С другой стороны, малый бизнес, который как будто бы делает больше в теме устойчивого развития, взять хотя бы кафе «Полкило». Малый бизнес ближе к людям, работает локальнее, а значит, и влияние может оказывать не масштабом, а глубиной погружения в тему.
Нина Ильина, «ЭкоТехнологии», ГК «EcoPartners»

Список инициатив

1.01
Акция банка «Тинькофф» в поддержку отказа от покупок в Чёрную пятницу
Банк «Тинькофф» поддержал международную акцию «День отказа от покупок». Ежегодно в этот день люди во многих странах мира на сутки отказываются от шопинга, чтобы снизить избыточное потребление. За отказ от покупки электроники, косметики, одежды и обуви на один день «Тинькофф» начислял пользователям бонусы.
Импакт
нет информации
Инфлюенс
нет информации
География проекта:
Россия
Организатор:
Банк «Тинькофф»
Цели устойчивого развития:
12
1.02
Веган кафе «Полкило» в Питере старается быть максимально бережным в производстве и сервисе
мнение эксперта
Экоэактивистки открыли в Питере веган-кафе Polkilo. Здесь используют возвратную тару. Вся мебель в кафе вторичного использования, нет никакого мяса и одноразовой посуды.


Чтобы сократить пакеты и другую фасовочную одноразку, в кафе отказались работать с поставщиками продуктов — пока «Полкило» может позволить себе закупать продукты самостоятельно. Закупки делают 2 раза в неделю, используя в среднем 10 многоразовых мешков и зип-лок пакетов. С какими-то производителями стараются использовать оборотную тару.
Импакт
За весь период сэкономили 300-500 единиц тары для еды с собой, столько же единиц приборов, пакетов, и вдвое-втрое больше стаканов
Инфлюенс
2 768 подписчиков в соцсети
Город:
Санкт-Петербург
Организаторы:
Маша и Лена
Нужно быть очень смелым и мотивированным бизнесом, чтобы начать менять систему, а именно этим занимаются создательницы веганского кафе «Полкило». Понимая, что неизбежно потеряют какую-то часть клиентов, недовольных отсутствием одноразовый посуды в кафе, они тем не менее приняли решение полностью отказаться от одноразовой упаковки и продвигают идею использования многоразовой оборотной тары в заведении общественного питания. Уже один этот факт вызывает уважение и желание их поддержать. Возможно, создательницам кафе стоит сделать больше пунктов возврата своей тары, чтобы клиентам было удобно оставлять её, не возвращаясь в кафе, но, судя по всему, они уже работают над этим. Главное же — они своим примером показывают, что обойтись без одноразовой упаковки можно, даже когда ты хочешь взять еду на вынос.
Анастасия Приказчикова, Imorganic
1.03
Изготовление упаковки из переработанного пластика
Компания Garnier заявила, что с 2021 года флаконы шампуней и кондиционеров Fructis используют на 100% переработанный пластик. Сноска на сайте уточняет, что речь о флаконах в Европе и США.
Импакт
Как заявляет компания, это позволяет ежегодно сократить 4 400 тонн первичного пластика
Инфлюенс
нет информации
География проекта:
Россия, Европа, США
Организатор:
Garnier
1.04
Кэшбек от банка «Тинькофф» за отказ от новых пакетов
Банк «Тинькофф» предложил своим клиентам на 30 дней отказаться от покупки пластиковых пакетов, и всем, кто справился с этой задачей, начислил 5% кешбэка на покупки в супермаркетах без пакета.
Импакт
нет информации
Инфлюенс
нет информации
Территория проекта:
Россия
Организатор:
Банк «Тинькофф»
1.05
Переработка одежды в тканые коврики в Красноярске
Мастерская печати и ткачества даёт вторую жизнь ненужным вещам, делая из них коврики. Коврики из лоскутов практичны, долговечны и создают теплоту и уют за счёт богатства цветов и текстуры. Мастерская принимает текстиль из ателье, щвейных мастерских, нераспроданные вещи из магазинов одежды и подготовленные лоскуты из использованной одежды.
Импакт
В одной дорожке — 3-15 вещей
Инфлюенс
нет информации
География проекта:
Красноярский край: Красноярск, Абакан, Лесосибирск, Минусинс, Норильск, Дудинка; а также Санкт-Петербург, Сочи, Москва
Организаторы:
Мастерская печати и ткачества «Selber ein Ort»
1.06
Разработка экологического стандарта для текстиля
В России утвердили экологический стандарт для текстиля, одежды, постельного белья и изделий из кожи. Стандарт учитывает современные требования к экологичности товаров и содействует достижению 16 Целей устойчивого развития ООН.
Импакт
нет информации
Инфлюенс
нет информации
География проекта:
Россия
Организаторы:
НКО «Экологический союз»
1.07
Районные встречи для обмена вещами в Москве
Анастасия организовала в своём районе (Строгино, Москва) 3 встречи для обмена вещами — «Своп-девичники». Участницы и участники встреч обменивались своими вещами бесплатно.
Импакт
50 предметов одежды передано на благотворительность
Инфлюенс
35 участников
География проекта:
Москва
Организатор:
Анастасия Боровик
1.08
Сбор ненужной одежды и текстиля в России
Инициатива по сбору ненужной одежды и домашнего текстиля в 160 магазинах H&M от Калининграда до Владивостока действует с 2013 года и ежегодно консолидирует несколько тысяч тонн бывшего в употреблении текстиля для перепродажи в секонд-хендах, использования в качестве ветоши или переработки.
Импакт
1 995 111 кг принято в 2021 году
Инфлюенс
нет информации
География проекта:
Россия
Организаторы:
H&M
1.09
Фестиваль бережного потребления в Казани
Казанский проект «КультТорг» начался в 2018 году с небольшой «гаражной распродажи», а к 2021 году стал крупным событием. Организаторы устраивают сбор вторсырья, чековой бумаги и блистеров, которые иначе в Казани сдать некуда, и передают их на переработку в Москву. Активности на «КультТорге» чаще всего связаны с экологией и повторным использованием вещей. Средства, вырученные благотворительными организациями от продажи товаров ручной работы идут на помощь их подопечным.
Импакт
нет информации
Инфлюенс
нет информации
География проекта:
Казань
Организатор:
Лилия Юсупова
1.10
Социально-экологический проект по сбору ненужной одежды в Москве
Проект Brio Grunge собирает у населения ненужные вещи, сортирует их по категориям и проектам, отдаёт текстиль на переработку, вещи в хорошем состоянии продаёт в секонд-хенде, помогает 4 приютам для животных тёплыми вещами и ветошью.


Цитата из опроса: «...ребята помогают одним избавиться от ненужных вещей, а другим — найти эти самые вещи. Безмерно благодарна ребятам за помощь тёплыми вещами приютам для животных. Ведь мало кто готов сам отвезти ненужный большой ковёр или матрас в приют, а они берут на себя этот труд. Также хочу отметить позитивный настрой проекта. Спасибо вам огромное!!!»
Импакт
нет информации
Инфлюенс
нет информации
География проекта:
Москва
Организатор:
ООО Брио Гранж

У нас еще больше инициатив!

Посмотреть Следующий проект