Методология

Версия 3:2023

Цель исследования — выявить, что обсуждалось и, по мнению населения, было реализовано в области устойчивого развития в 2022 году.

Опрос аудитории

Выборка

Опрос аудитории проводится по принципу кластерной выборки, где изучаемая совокупность делится на кластеры (здесь их два), в каждом из котором мы стремимся достичь широкой вариации изучаемых показателей.


Кластер «В теме»
Люди, вовлечённые в экологические или социальные темы через гражданские организации и НКО, тематические СМИ, телеграм-каналы, блогеров. Это неравнодушная и в какой-то степени компетентная аудитория, интересующаяся деятельностью людей и компаний в социальной и/или экологической сферах, так или иначе связанной с достижением целей устойчивого развития. В поле зрения этой аудитории попадает информация об инициативах в этой области, и, благодаря подпискам на релевантные источники информации.

Акторы кластера: НКО, гражданские организации, социальные предприниматели, рассказывающие о своей деятельности в социальной/экологической сферах, а также тематические СМИ, телеграм-каналы и блогеры, регулярно освещающие социальные и/или экологические темы.


Кластер «Городской авангард»
Аудитория, которая интересуется происходящим в культурной и общественной жизни города, гости популярных общественных пространств и концептуальных заведений общепита. Эта аудитория следит за информационными трендами, проявляет любопытство и стремится получать актуальную информацию из разных источников, а значит, в поле её зрения попадает и информация об инициативах в области устойчивого развития. Это читатели онлайн-медиа крупнейших городов России, из которых можно узнать о новостях, трендах, деятельности местных культурных организаций, программах общественных пространств, доступных видах эдьютейнмента, ресторанных новостях, возможностях участия в тех или иных инициативах.


Акторы кластера: городские и культурно-просветительские СМИ, общественные городские пространства, арт-площадки, развлекательно-просветительские телеграм-каналы и блогеры, регулярно освещающие культурно-образовательные темы и мероприятия.

Для сбора мнений ссылка на опрос может быть размещена в любых каналах коммуникации с аудиторией, которые используют перечисленные организации, СМИ и блогеры: сайт, рассылка, социальные сети, мессенджеры (в частности Телеграм) и проч.

Желаемое число респондентов – 1000.

География выборки

Выбор городов основан на трёх принципах:

  1. 1 — представленность всех федеральных округов;
  2. 2 — некоторые ФО могут быть представлены более, чем одним городов силу географической или культурно-исторической специфики:
    города-миллионники и крупные города (с численностью от 300 тыс. до 1 млн человек) ;
    город задаёт тренды для региона и являются центром концентрации активных граждан;
    есть городские и/или культурные СМИ, которые консолидируют аудиторию региона, и городские общественные пространства;
    в городе есть и находят поддержку большого числа людей местные инициативы, направленные на повышение качества жизни людей и защиту окружающей среды.
  3. 3 — достижимость: наличие релевантных СМИ и организаций и их согласие принять участие в проекте.

Центральный федеральный округ
Москва
Воронеж

Южный федеральный округ
Волгоград
Краснодар

Северо-Западный федеральный округ
Санкт-Петербург
Калининград

Дальневосточный федеральный округ
Владивосток
Хабаровск

Сибирский федеральный округ
Новосибирск
Красноярск
Омск

Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Челябинск

Приволжский федеральный округ
Казань
Уфа
Нижний Новгород
Самара
Пермь

Северо-Кавказский федеральный округ
Ставрополь

Допустимо органическое расширение географии выборки за счёт того, что:

  1. 1 — География охвата каналов Акторов, несмотря на формальную принадлежность к тому или иному региону или городу, может варьироваться. Это особенно характерно для Москвы и Санкт-Петербурга.
  2. 2 — Аудитория каналов и организации, лояльные Акторам выборки, делают репосты опроса в свои каналы.

Количество Акторов в каждом городе определяется из расчёта — не менее 1 Актора, представляющего кластер, на 300-500 тыс. населения города.

Полный перечень СМИ, блогеров и прочих каналов распространения информации, принявших участие в проекте, публикуется на странице исследования в разделе «Акторы выборки»

Инструментарий

Опросник, размещённый на платформе Typeform

[Открытый вопрос №1 — обязательный]
Напишите, пожалуйста, название или краткое описание инициативы, которая по Вашему мнению принесла пользу обществу или окружающей среде в 2022 году. Укажите одну инициативу, которая кажется Вам наиболее полезной. Добавьте, что повлияло на Ваш выбор, почему именно эта инициатива (действие, решение или проект) заслуживает внимания?

[Альтернативный вопрос-фильтр — обязательный]
Отметьте, пожалуйста, Вашу роль в указанной Вами инициативе.

  1. Я участвовал_а в этой инициативе (например, помогл_а делом или cделал_а добровольное пожертвование)
  2. Знаю об этой инициативе и считаю её полезной, но сам_а не принимал_а в ней участие
  3. Я автор, соавтор или организатор указанной инициативы.
  4. Затрудняюсь ответить

[Множественный вопрос с рандомизацией последовательности вариантов ответов — обязательный]
Выберите, пожалуйста, какие задачи решает названная Вами инициатива?

  • Безопасность населения, сокращение преступности
  • Борьба за права человека
  • Обеспечение качественного образования и возможности обучения на протяжении всей жизни
  • Содействие занятости и достойной работе для всех
  • Обеспечение равенства людей (в том числе гендерного)
  • Содействие здоровому образу жизни, профилактика опасных заболеваний
  • Обеспечение полноценным питанием, улучшение питания
  • Создание и внедрение технологий, помогающих решать социальные или экологические проблемы
  • Развитие недорогостоящих возобновляемых источников энергии
  • Обеспечение доступности инфраструктуры (дороги, интернет, мобильная связь и проч.)
  • Объединение людей и/или организаций, создание сообществ для решения социальных и экологических проблем
  • Помощь людям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации (сироты, тяжелобольные, малоимущие и т.д.)
  • Борьба с изменением климата, сокращение выбросов парниковых газов, загрязнения воздуха
  • Защита и восстановление леса
  • Защита и восстановление рек, морей, океанов
  • Сохранение редких видов животных, защита биоразнообразия
  • Рациональное использование водных ресурсов, очистка сточных вод
  • Рациональное использование природных ресурсов, полезных ископаемых
  • Осознанное производство
  • Осознанное потребление (длительное использование вещей, переиспользование, ремонт и проч.)
  • Раздельный сбор и переработка отходов, применение вторичного сырья
  • Инициатива решает другую проблему (впишите, пожалуйста, какую именно)
  • Затрудняюсь ответить

[Открытый вопрос №2 — необязательный]
Если вы вспомнили ещё какую-либо инициативу или решение, которое, по вашему мнению, принесло пользу обществу или окружающей среде в 2022 году, напишите, пожалуйста, здесь её название или краткое описание, добавьте, что повлияло на Ваш выбор.

Инициативы, названные респондентами опроса, проходят фактчекинг (достоверность, год реализации, география, описание) — для этого анализируются открытые источники и, при необходимости, команда исследования связывается с авторами инициатив для уточнения деталей.

Экспертный анализ

Список инициатив, названных респондентами и прошедших проверку, по категориям анализируют (pro bono) эксперты, представляющие гражданский сектор. Экспертная оценка отражена в комментариях к категории и выборочно — к отдельным инициативам (на усмотрение экспертов).

Проекты, вводящие, по мнению экспертов, аудиторию в заблуждение, не соответствующие заявленным целям, будут вынесены экспертам на обсуждение и отдельно отмечены.

Анализ обсуждений в социальных медиа с пользовательским контентом

Для насыщения результатов проведен анализ открытых обсуждений в социальных медиа России (Social Media Listening) за 2022 календарный год (с 1 января по 31 декабря).

Сбор данных осуществляется по социальным медиа с пользовательским контентом с помощью системы мониторинга Медиалогия (mlg.ru) по более чем 200 000 площадкам, куда вошли социальные сети, видеохостинги, мессенджеры, карты, блоги, форумы, отзывы и обсуждения на сайтах отзывов, картах и маркетплейсах.

Поисковый запрос разделён на 3 массива: социальный, экологический и экономический. Для анализа все обсуждения вручную были объединены в тематические кластеры и далее — в категории.

Результаты Исследования включают

  1. 1. Список бережных инициатив, названных аудиторией полезными для экологии и/или общества по итогам 2022 года (без селекции по частоте упоминаний, авторов, охватов, «качеству» проектов и проч.). Включая:
    — распределение Инициатив по регионам,
    — определение ЦУР, достижению которых содействуют названные Инициативы, а также список ЦУР, не выраженных в Инициативах;
    — типология Инициатив по формату и способу реализации (онлайн/оффлайн).
  2. 2. Анализ Списка: кто, что и в каких регионах делает для устойчивого развития в России, и их изменения относительно 2021 года.
  3. 3. Экспертная оценка тематических категорий названных Инициатив.
  4. 3. Доля и динамика пользовательских обсуждений в социальных медиа, связанных с целями и задачами устойчивого развития.
  5. 4. Соотношение категорий обсуждений в социальных медиа и категорий инициатив, названных респондентами.

Методология разработана совместно с методологом социологических исследований Екатериной Богомоловой и Aventica.

Предыдущая версия методологии здесь.